Его Божественная Милость
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Ачарья-основатель
Международного общества сознания Кришны
Блог

Наши ачарьи о Картике

В своей статье о Карттика-врате Шрила Бхактивинода Тхакур добавляет к списку правил и ограничений следующее: «Нужно отказаться от пищи, приготовленной для других людей, от чужой постели и использования медной посуды. В Карттику нужно слушать или читать «Шримад-Бхагаватам» и подобные ему писания в кругу вайшнавов после принятия прасада. Нужно непрестанно повторять или петь святое имя и памятовать о Господе».

Статья о чатурмасье в «Надия-пракаше» (от 12 июля 1930 г.) также объясняет, что в чатурмасью нельзя вступать в половые отношения и спать днем, но зато необходимо совершать служение в храме Господа, например убирать его или поклоняться Божествам, получать Их даршан, петь для них и читать молитвы, принимать от Них маха-прасад и чаранамриту, а также жить вместе с преданными.

Для нас, жителей современного мира, стоит подчеркнуть совершенно элементарные вещи — в чатурмасью, а особенно в Карттику, нужно всячески постараться отказаться от действий, приносящих наслаждение чувствам, но при этом никак не связанных с Кришной — например, не слушать мирскую музыку, не смотреть кармические фильмы, не тратить время в праздных играх и беседах и т. д.


Выдержки из писем Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура о чатурмасье и Карттике
Письмо от 1 октября 1919 г.
«Правила для соблюдения Шри Урджа-враты [Картика-враты] таковы: нельзя есть амиш, то есть урад-дал, орехи бетеля, фасоль (баравати и шим), а также несвежую пищу. Нужно следить за тем, чтобы не отклониться от следования обетам касающимся повторения святого имени и выполнения преданного служения. Обычное правило таково — принимать чистую пищу, например хавишью, предложенную Господу. Также нужно всячески отказаться от излишнего сна, лени, поведения, неподобающего вайшнаву и бритья, а также выполнять такие обуздывающие действия, как регулярные омовения и прочее».

Письмо от 12 сентября 1915 года из Шри Маяпура, Надия (в то время Шрила Сарасвати Тхакур сам совершал строгую чатурмасья-врату):

«Во время чатурмасьи нужно в месяц Ашвин (сентябрь-октябрь) отказаться от молока, а в Картику — от урад-дала, красного малабарского шпината (пуи-шак), листьев бетеля и прочих невегетарианских продуктов (амиш). Люди преданные Господу Хари никогда в жизни не принимают такие нечистые вещи как рыба или мясо. В соблюдении чатурмасьи есть различные проявления строгости, смысл которых состоит в том, чтобы хорошо служить Господу Хари. Со временем мы изложим все эти темы в «Саджджана-тошани».

Окончание враты

Врата прерывается на следующий день после того дня луного календаря, с какого человек начал ей следовать, то есть если начало враты было в экадаши, то нужно совершить пост на последний экадаши Карттики (Уттхана-экадаши) и рано утром в двадаши прервать пост и всю чатурмасья-врату. Если же врата началась в пурниму, то обеты нужно прервать рано утром следующего дня (но, например, побриться можно в пурниму). В этот день он должен омыться, совершить свои ежедневные обязанности и по своим возможностям накормить брахманов-вайшнавов и дать им пожертвования, попросив прощения у Господа и вайшнавов за все возможные погрешности в совершении враты. После этого он должен прервать свой пост и может начать пользоваться тем или принимать в пищу все то, от чего он отказывался в течении чатурмасьи. («Хари-бхакти-виласа», 16.412-414).

В своей статье о Карттике Шрила Бхактивинода Тхакур так описывает завершение враты:

«В день Уттхана-экадаши нужно поститься насухо и провести всю ночь в обсуждении кришна-катхи, после чего на следующий день нужно омыться и после хари-киртана задействовать родственников в служении вайшнавам, после чего нужно самому оказать служение прасаду. Так в этот день под конец ночи нужно завершить врату».
«Саджджана-тошани»

События происходившие в чатурмасью.

Из шастры мы знаем о знаменательных событиях, которыми также памятна чатурмасья. Вот некоторые из них:

Именно в это время Нарада Муни обрел милость святых бхактиведант, которые жили дома у его матери все четыре месяца чатурмасьи. Нарада Муни служил им все это время и слушал их наставления. В итоге они разрешили ему попробовать остатки их пищи, благодаря чему Нарада обрел неудержимое влечение к Господу и полностью избавилсяот грехов. Он сам описывает это в 5-й главе Первой Песни «Шримад-Бхагаватам».

Господь Чайтанья Махапрабху провел четыре месяца чатурмасьи 1510 года в Шри Рангаме в доме Венкаты Бхатты. Там он проповедовал Венкате и его братьям, благодаря чему они стали последователями Махапрабху. Один из них, Прабодхананда Сарасвати, стал известен своей непоколебимой и бескомпромиссной преданностью Господу Чайтанье. А сын Венкаты и племянник Прабодхананды, Гопал Бхатта, все четыре месяца имел возможность лично служить Господу Чайтанье и впоследствии стал одним из его главных последователей и одним из шести Госвами Вриндавана — Гопал Бхаттой Госвами. Все это описано в 9-й главе Мадхья-лилы «Шри Чайтанья-чаритамриты».

Преданные Бенгалии каждый год приходили на всю чатурмасью в Пури к Шри Чайтанье Махапрабху, где имели возможность видеть Его и непосредственно служить Ему на протяжении четырех месяцев. Это описано во многих местах «Шри Чайтанья-чаритамриты».

Как описано в «Шримад-Бхагаватам» 10.58.12, Господь Кришна остался в Индрапрастхе на все четыре месяца сезона дождей, ответив на просьбу Махараджи Юдхиштхиры. Вот как Шрила Прабхупада описывает это: «Кришна согласился исполнить просьбу Махараджи Юдхиштхиры и провести в Хастинапуре четыре месяца в сезон дождей. Эти четыре месяца называются чатурмасья. В это время странствующие проповедники и брахманы обычно останавливаются в каком-нибудь месте и строго следуют обетам. Хотя Господь Кришна выше всех правил и предписаний, Он, из любви к Пандавам, согласился остаться в Хастинапуре. Благодаря этому, горожане получили счастливую возможность время от времени видеть Кришну, и, встречаясь с Ним лицом к лицу, испытывали ни с чем не сравнимое духовное блаженство».

Также, как описано в 86-й главе Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам», Арджуна однажды провел всю чатурмасью в Двараке, притворяясь триданди-санньяси, и сразу после окончания враты похитил Субхадру, сестру Кришны и Баларамы и женился на ней.

Ответить