Его Божественная Милость
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Ачарья-основатель
Международного общества сознания Кришны
Главная

Значение Ратха ятры

Гопи, жители Вриндавана, после многих лет разлуки с Кришной встретились с
Ним на Курукшетре, около Брахма-саровара. Они молили Его вернуться во
Вриндаван, им не нравилось видеть Его как принца — в окружении слонов, коней,
колесниц, воинов, цариц и министров. Они хотели видеть Его как простого мальчика-
пастушка с флейтой, окруженного гопами и коровами, в лесу кадамба на берегу
Ямуны, и поэтому в своих сердцах они создали прекрасные колесницы, на которых
повезли Баладева, Субхадру и Джаганнатха во Вриндаван. Таково значение Ратха-
ятры — вернуть Джаганнатха обратно во Вриндаван.

Шримати Радхарани объясняет, что такое ратха-ятра. Она говорит: <<Вриндаван - это Мое сердце, пожалуйста, хоть еще один раз помести Свои стопы в Мое сердце>>. Прабхупада объясняет это очень просто в одном из своих обращений на
ратха-ятре, — он говорит, что ратха-ятра означает вернуть Бога обратно в свое
сердце. Конечно, Господь всегда пребывает в нашем сердце, но мы не видим Его,
потому что оно очень загрязнено. Вернуть Господа обратно в наше сердце значит
очистить его.

Всемилостивый Господь Вселенной

Празднование ратха-ятры происходит вот уже на протяжении тысяч лет, и даже
сегодня около миллиона человек собирается на этот парад. Пару лет назад мы
приехали с около двумя тысячами преданных на киртан. Может показаться, что две
тысячи — это много, но в тот день, по официальной статистике, было около восемьсот
тысяч человек на одной и той же дороге в одно и то же время во время парада. И
там были тысячи киртанов, а Джаганнатх милостиво, с любовью, смотрел на всех.
Ему не было важно наше происхождение, пол и образование, богаты мы или бедны,
монахи мы или бизнесмены, адвокаты или политики… Джаганнтах смотрел на
каждого — черного, белого, желтого, красного, индуса, пакистанца, американца,
русского, атеиста и преданного, — Он дарил улыбку всем и проливал Свою милость на
каждого во время ратха-ятры.

Ачарья гундича-марджанам

Но Шри Чайтанья Махапрабху учил, что если мы хотим вернуть Джаганнатху в свое
сердце, мы должны очистить его. За день, или иногда за два, как показывает
календарь, происходит фестиваль гундича-марджанам, который начал проводить
Господь Чайтанья. Этот день мы празднуем сегодня, как показывает наш календарь.

Если кратко, Шри Чайтанья Махапрабху сказал: <<Мы приведем Господа в Его храм - в храм Гундича>>. Вся процессия ведет Джаганнатха, Баладева и Субхадру к храму
Гундича, потому что это — Вриндаван, не представительство Вриндавана, а сам
Вриндаван в Пури. Мы возвращаем Джаганнатха обратно домой — во Вриндаван.

Величайшая из привилегий

Этот фестиваль проходит уже тысячи и тысячи лет. Господь Чайтанья — это Сам
Джаганнатх, и Он пришел, чтобы на Собственном примере показать, как встречать
Его, как служить Ему, как любить Его. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху дал
невероятные наставления Своим преданным: <<Завтра мы должны надлежащим образом подготовить храм к прибытию Джаганнатха, мы не можем пригласить Его в грязное место, здесь не должно быть ни одного пятна, поэтому завтра мы будем мыть храм Гундича>>. И Он сказал: <<Я хочу, чтобы вы принесли сотни щеток и ведер с водой, и чтобы все преданные принялись за уборку>>. Преданные возразили
Ему, что это не подходящее для Него занятие — убирать, подметать и мыть. Но для
Господа Чайтаньи такое низкое служение было честью. Такое смиренное служение
Господу и Его преданным — это величайшая из привилегий. Не бывает более
высокого или более низкого в преданном служении, более высоким или более низким
может быть сознание… Моем ли мы пол, даем ли лекцию перед сотнями тысяч
людей или служим ли Божествам. Высокая или низкая квалификация — это наше
сознание, то, сколько бескорыстной смиренной любви и преданности мы вкладываем
в это служение.

Шри Чайтанья Махапрабху пришел в храм Гундича и Сам стал раздавать щетки
преданным. Там были маленькие щетки, которые надо было одевать на руки, и,
чтобы чистить ими, приходилось вставать на колени. Такие щетки действительно
дают вам почувствовать себя смиренным. И все начали мыть, Господь Чайтанья
мыл, и все мыли, и Господь сказал, чтобы из храма выносили каждую соринку,
пылинку и травинку, и делали это со всем усердием и вниманием, и все убирали с
полной сосредоточенностью. Сотни преданных мыли каждый уголок храма — стены,
потолок, алтарь, кухню, убиралась каждая часть храма. Шри Чайтанья Махапрабху
сказал, чтобы все собирали свой мусор и сгребали в кучи снаружи. Есть описание,
что все преданные вместе взятые насобирали только одну кучу мусора. Шри
Чайтанья Махапрабху тоже убирал храм, потому что ачарья — это тот, кто учит своим
примером. И Он подавал пример — Он был таким смиренным, таким решительным и
таким энтузиастичным. Он так мыл пол, что казалось, будто у Него тысяча рук. И Его
собственная куча мусора была во много раз больше, чем куча мусора, собранная
всеми сотнями преданных — трех или четырех сотен преданных, которые работали
настолько тяжело, насколько могли. Для них это не было ритуалом, это было
служением, они медитировали на то, что вычищение храма — это очищение сердца.
Но все же мусорная куча Махапрабху была во много раз больше, чем куча сора всех
преданных вместе взятых.

А после того, как они все убрали, Господь Чайтанья провозгласил: <<А теперь давайте уберем весь храм еще раз, чтобы найти более мелкий мусор - пылинки, соринки и травинки>>. Они убрали храм еще раз, пока не стало чисто. И сотни
преданных в готовности ждали с сотнями ведер воды, и когда Он дал направление,
они стали поливать стены, пол, потолок — бесконечное количество воды, и вновь
стали мыть. Поразительное зрелище — как огромные количества воды вытекают из
храма, столько там было ведер воды.

Единение сердец происходит в совместном служении

Это так сближало их — в совместном служении уборки храма ради удовольствия
Джаганнатхи. Никто не говорил ни слова — все говорили только Харе Кришна. И
поскольку их сердца были так связаны одной целью, что кто бы что ни хотел кому-то
сказать, то просто говорил Харе Кришна, и другой человек в точности знал, что тот
имел в виду. Это связь. Если кому-то требовалось еще одно ведро воды, он просто
говорил Харе Кришна, и все знали, что делать. Они приносили воду из Индрадьюмна
саровара, из различных колодцев и озер, и ряды преданных передавали эту воду, и
выливали ее.

Экстаз служения Господа

Шри Чайтанья Махапрабху был в таком энтузиазме, в таком экстазе от того, что они
убирали храм, потому что это означает очищение сердца, которое является храмом
Бога. Иногда Шри Чайтанья Махапрабху даже не просил воды, потому что слезы
любви, смирения и экстаза текли из Его глаз, и Он мыл храм Своими слезами любви
и полировал его Своими шафрановыми одеждами — каждый сантиметр храма, пока
не был вымыт весь храм, и внутри, и снаружи. Каждая деталь храма сверкала и
блестела.

Гундича-марджанам предстоит каждому

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объясняет, что процесс, который все мы должны
пройти, — это процесс очищения сердца. Мама мана мандире… Сердце — это храм
Господа, Господь живет в нашем сердце — в сердце каждого живого существа,
поэтому мы должны сделать свое сердце совершенно чистым.

История Амогхи

Мы знаем историю Амогхи. Амогха был зятем Сарвабхаумы Бхаттачарьи, великого
вайшнава, но он был очень завистлив. Он ненавидел Господа Чайтанью и
критиковал Его прямо в лицо, и за свои оскорбления в течение нескольких дней он
заболел холерой и оказался при смерти. Господь Чайтанья пришел к нему и подошел
к его кровати, чтобы даровать прощение: <<Амогха, ты брахман, твое сердце должно быть чистым, чтобы Господь мог проявить Себя тебе и всему миру. Как ты впустил зависть в храм своего сердца? Воспевай святые имена Кришны и достигни совершенства>>. Благодаря доброте Господа Амогха внял наставлению и стал
повторять имена Кришны, и исцелилось не только его тело — холера исчезла, и он
снова стал полностью здоров, — но и его сердце тоже исцелилось благодаря
могуществу милости Господа и могуществу Его святых имен.

Секреты гундича-марджанам

Да, сердце — это храм Господа, тело — это храм Господа. Человеческая жизнь
предназначена для того, чтобы осознать это и жить согласно этому знанию. Если мы
хотим встретить Господа в своем сердце, чтобы Он дал нам Свой даршан, чтобы
раскрыл Себя нам, мы должны очистить этот храм, чтобы Господь был доволен
находясь в нем. Для этого нужно очистить его от пыли, песка, сора и грязи
вожделения, зависти, гнева, жадности, гордости и иллюзии, — от своих эгоистических
привязанностей и корыстолюбия.

Но как очистить свое сердце? — очистить его своею жизнью, своим образом жизни —
нравственностью, честностью, смирением, самоконтролем, добротой и уважением
всех живых существ.

Мы должны избегать загрязнения поверхностными вещами, что затуманивают наше
сознание,

мы должны контролировать чувства и занимать их в позитивной духовной
деятельности,

и мы должны выкорчевывать с корнем ростки эгоистических стремлений и
наклонностей к жестокости, а не поливать их.

Как делать это?

Совершая смиренное служение,
общаясь со святыми личностями
и воспевая имена Бога. Особенно эту махамантру — Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. И когда
наши сердца станут такими же чистыми, как храм Гундича, Господь Джаганнатха
въедет в него на Своей колеснице и явит Себя нам.

Чистое сердце будет украдено

Рупа Госвами предупреждает: <<Если вы привязаны к бренным вещам этого мира, не смотрите на прекрасную форму Говинды - ту форму, что стоит в лунном свете Вриндавана на берегу Ямуны у деревьев кадамба, потому что Он украдет ваше сердце>>. Господь — Хари, Тот, Кто крадет. Когда наше сердце станет чистым,
Господь проявит Себя, и мы увидим, что наше сердце украдено — украдено Его
любовью. Это совершенство жизни. Это то, к чему учил стремиться Господь
Чайтанья — к очищению сердца, к очищению храма сердца.

После очищения храма через некоторое время Господь Джаганнатха праздновал
ратха-ятру. А когда Господь вернулся во Вриндаван, Господь Чайтанья танцевал дни
и ночи. Кевала ананда канда. Духовный мир это не однообразное место духовного
бытия, это место экстаза, это Голока, Вайкунтха — место динамичного взаимообмена
высочайшими сладчайшими формами духовной любви между Господом и
преданными, и между преданными. Это наш дом. Гундича марджанам означает, что
мы приглашаем Господа обратно домой в наше сердце, и мы возвращаемся домой в
духовный мир, в обитель Господа.

Ответить