Его Божественная Милость
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Ачарья-основатель
Международного общества сознания Кришны
Главная

Защита и прибежище

«О Нрисимхадева, чьи острые длинные зубы и огромные стальные ногти вселяют смертельный страх и на чьем теле развевается гирлянда из огней пламени! Разбей, разбей препятствия на моем пути, прогони, прогони мои страхи. Истреби, истреби моих врагов, разрушь, разрушь мою карму. Сжигай, сжигай! Убивай, убивай! Разрезай, разрезай! Всегда исполняй, исполняй мое желание служить Тебе и защищай, со всех сторон защищай меня и всех, кто рядом со мной».

Не поразительна ли она — эта маха-мантра Господа Нрисимхадева? Тем, кто когда-либо получал даршан этого Божества в Маяпуре — особенное во время мангала-арати, когда в предрассветной мгле ставни алтаря раскрываются, являя Его устрашающую форму, освещенную двумястами масляными лампами, в огне которых глаза и зубы Его мерцают на львином лике с разверзнутым зевом — преданным, получавшим этот даршан, известно, что описанное в этой мантре вовсе не является преувеличением. Стоя на алтаре, круговыми движениями руки пуджари предлагает Божеству ярко горящие лампы из камфоры и гхи. Десятки преданных плотной стеной окружают алтарь и стремятся поймать взгляд своего Господа, ибо знают, что эта благоприятная арати продлится не больше трех-четырех минут.

Без нескольких минут пять утра. Арати закончилась, и тяжелые деревянные двери алтаря теперь закрыты.

Предложив свои простертые поклоны и помолившись о милости Шрилы Прабхупады и всех собравшихся преданных, я вхожу в комнату Божества. Стоя перед Господом со сложенными руками, я произношу следующую молитву: «О Кешава, о Господь вселенной! О Господь Хари, принявший форму получеловека-полульва. Вся слава Тебе! Так же легко, как человек может раздавить осу между пальцев, поразительно острыми ногтями на Своих прекрасных лотосных руках Ты разорвал тело подобного осе демона Хираньякашипу».

Протерев пол и сев на циновку из травы куша, я начинаю пуджу. Прежде всего я очищаю параферналии, а также тело и ум. Затем я медитирую на отличие своей духовной сущности от тела, вспоминая, что я вечный слуга слуг Господа. Следом я совершаю поклонение своему духовному учителю, Шриле Прабхупаде, поднося ему сандаловую пасту, цветы, лампу на гхи и немного еды. Затем я спрашиваю его разрешения помочь ему в поклонении Господу Нрисимхадеву. Повторив все те же действия по отношению к Господу Чайтанье Махапрабху и Шри Прахладе Махараджу, я приступаю к предложению шестнадцати предметов поклонения посредством мантр и воды — Господу Нрисимхадеву.

Я касаюсь лбом лотосных стоп божества Шри Прахлады Махараджа, прося его о благословениях. «Верховный Господь явился в Своей поразительной форме Господа Нрисимхадева с единственной целью — освободить тебя от беспокойств, которые чинил твой демонический отец Хираньякашипу. О Шри Прахлада Махараджа, ты один из двенадцати махаджан, великих мудрецов и учителей науки преданного служения. Пожалуйста, благослови меня разумом для постижения духовных истин».

На алтаре Господа Нрисимхадева располагаются шестьдесят шаларгама-шил. Я снимаю их с алтаря, чтобы провести абхишеку. Украшенная короной большая шила по центру — Нрисимха шалаграма.

Хотя священные писания предписывают прикасаться головой к стопам Божества, это не всегда бывает возможно с практической точки зрения. Поэтому мы выносим с алтаря сатари, обувь Божеств, прикрепленные к своего рода шлему, и ставим их на головы преданных. Одно из благословений служения на алтаре — это возможность непосредственно касаться лотосных стоп Господа головой. Приняв это благословение и попросив прощение за все неудобства, которые может причинить мое служение, я снимаю одежды Господа и протираю Его тело мягким влажным полотенцем. Оно начинает мягко сиять, когда я втираю в него охлаждающие масла сандала и кхуса. Его форма изящна, стройна и идеально сложена. Он исполнен могущества и грации одновременно. Колени Его согнуты, будто перед прыжком, бедра украшены выгравированным поясом. Щеки Его крупные, зев раскрыт, а язык высунут. У Него глубокий пупок и широкая грудь. Гладкое и мягкое на ощупь трансцендентное тело Господа Нрисимхадева необычайно притягательно для глаз. Он украшен браслетами и прочими украшениями. У Господа восемь рук. В шести из них Он держит меч, цветок лотоса, чакру, раковину, булаву и щит, и, дабы сдержать данное Брахмой обещание, две передние руки Свои Он оставил безоружными.

Господь не терпит козней против Своих преданных. Говорят, что лицо является отражением ума. Если это действительно так, то по выражению лица Господа Нрисимхадева мы видим, как сильно Он был разъярен, вырвавшись из колонны, чтобы сразить Хираньякашипу, величайшего из всех демонов, который пытался убить Его чистого преданного Прахладу. «Его гневные глаза цветом были похожи на расплавленное золото; огромный и ужасный лик казался еще больше от окружавшей его сияющей гривы; оскаленные зубы внушали смертельный страх, а язык, словно острый меч в руках воина, непрестанно двигался из стороны в сторону. Его неподвижные уши стояли торчком, ноздри и отверстый зев напоминали горные пещеры, а разомкнутые челюсти вызывали ужас. Тело Нрисимхадевы касалось небосвода». Приняв решение поместить Божество Господа Нрисимхадева в храм в Маяпуре и поклоняться Ему для защиты преданных и храма, управляющие созвали трех главных пуджари, чтобы обсудить важность установления этого Божества. Но, когда разговор зашел о том, кто будет проводить ежедневную пуджу, никто из присутствующих не спешил предложить свою кандидатуру. «После стольких месяцев ожидания Божество наконец готово, а поклоняться Ему никто не хочет!» Понять опасения управляющих храма было нетрудно. Неожиданно выбор собравшихся пал на меня. «Почему бы тебе Ему не поклоняться?» — спросили они. «Я боюсь», — сказал я. «Ты, наверное, не следуешь четырем регулирующим принципам и поэтому боишься», — предположили они. «Конечно, следую, но…»

К счастью, Атма-таттва прабху, который приобрел это Божество в Южной Индии, рассеял наши страхи. Он рассказал нам, что поначалу даже стхапати отказывался изготавливать такое Божество. Он говорил, что стхану-Нрисимхе, разъяренной форме Господа, вырвавшегося из колонны для расправы с Хираньякашипу, — никто не поклоняется. Обычно у Божества просят благословений, но просить Его о чем-то, когда Он сотрясается от гнева, не представляется разумным. Гораздо лучше поклоняться более спокойной Его форме, например, уже убившей Хираньякашипу. Но позднее, узнав, что это Божество предназначено для Маяпур Дхамы, стхапати все же согласился Его изготовить, потому что любое божество по приезду в дхаму перенимает настроение местного главенствующего божества. В данном случае это настроение аударьи, или «щедрости», — настроение Господа Чайтаньи Махапрабху, Шри Гаура-Хари!

«Хотя львица — необыкновенно свирепый зверь, к своим львятам она очень нежна. Так и Господь Нрисимхадева: хотя Он беспощаден к непреданным, таким как Хираньякашипу, с преданными, подобными Махарадже Прахладе, Он очень добр и ласков».

Облачая Господа в одежды и вспоминая, насколько Он милостив, я размышляю над тем, как некоторые люди неправильно понимают смысл нашего поклонения Господу Нрисимхадеву. Иногда преданные говорят, что поклонение Нрисимхадеву это служение в вайкунтха-бхаве и оно не может привести на Голоку Вриндавана, самую сокровенную и наивысшую обитель Господа. Но на самом деле Господь Нрисимхадева питает особую благосклонность к преданным Радхи и Кришны. Он — Сам Кришна, специально явившийся в этой форме в ответ на наше желание устранить все препятствия на пути нашего преданного служения. Если преданный способен непрестанно вздымать руки к небу, взывая к именам Нитай-Гауры и Радха-Мадхавы в глубокой любви, это замечательно. Но если в вашем сердце есть нечто, что останавливает вас от этого спонтанного зова — почему бы не предстать со всем смирением перед Господом Нрисимхадевом и не взмолить Его вырвать Своими острыми когтями все эти нечистые желания из вашего сердца? Это Его главная задача. Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: «Я буду молиться у стоп Господа Нрисимхадева, чтобы Он очистил мое сердце и даровал мне желание служить Кришне. Рыдая у Его лотосных стоп, я буду молить о возможности поклоняться Шри Шри Радхе и Кришне в Навадвипа Дхаме безо всяких преград». Его молитва продолжается: «Тогда — по милости Господа Нрисимхадева — во мне проявятся признаки экстатической любви к Радхе и Кришне, и я закатаюсь по земле у дверей храма Господа Нрисимхадева».

Не раскрыл ли Господь Чайтанья Шривасу Тхакуру правду о Своей божественной природе, когда тот проводил пуджу Божеству Нрисимхи, сказав: «Шриваса, разве ты не знаешь, что Я и есть та самая Личность, которой ты поклоняешься здесь за закрытыми дверьми?» А как насчет Господа Адвайты? Громко взывая к Господу, поклоняясь Ему листьями туласи и водой Ганги, Адвайта Ачарья заставил Господа низойти в этот мир, и поклонялся Он именно Нрисимха Шалаграме!

Я начинаю помещать на тело Господа различные украшения. Я поправляю ожерелья Шри Нрисимхадева так, чтобы они располагались симметрично, подвязываю сверкающие браслеты к Его запястьям, закрепляю прекрасные кольца на Его лотосных пальцах. «Я так близок к Тебе, о Господь, но одновременно так далеко. Когда же я по-настоящему стану преданным?» Твой величайший преданный Прахлада своим видом являет бесстрашие перед Твоими свирепым зевом, Твоими горящими ярче солнца глазами и яростно нахмуренными бровями. Не боится он и Твоих угрожающих острых зубов, гирлянды из кишок на Твоей шее или взмокшей от крови гривы Твоей. Не страшит его ни Твой содрогающий небо и землю рев, от которого слоны в ужасе пускаться в бег, ни Твои ногти, несущие врагам смерть. «Однако я очень боюсь, — говорит он, — своего обусловленного положения в этом материальном мире. Когда же настанет тот день, когда Ты позволишь мне принять прибежище Твоих лотосных стоп?» Я знаю, что последние слова Шри Прахлады произнесены исключительно для нашего блага, ибо сам он всегда был безраздельно предан Тебе».

Однажды я тоже почувствовал, что полностью Тебе предался — по крайней мере на несколько минут. Это произошло во время сильного потопа в 1987 году. Стоя по пояс в воде, я предлагал Тебе пуджу, когда огромная страшная змея, проникнув в храм, заплыла Тебе за спину. Она вынырнула из воды в пяти футах от меня, преграждавшего ей выход наружу. Смерив меня долгим внимательным взглядом, она скрылась из виду в мутной воде Ганги. Я заметил, что из-за неизбежной угрозы волосы на моем теле встали дыбом; безоружный и неспособный убежать, я почувствовал себя в большой опасности. В таком беззащитном состоянии я обратил взор к Тебе, о Господь, зная, что моя судьба была в Твоих руках. «Ты Сверхдуша в сердце каждого живого существа. Если Ты пожелаешь, эта змея укусит меня, а если пожелаешь — не укусит. Я просто продолжу свое служение, а исход зависит от Тебя». Я вновь обрел спокойствие ума, ощутив безопасность прибежища, которое Ты мне дал.

Утренняя пуджа была завершена, но мысли о случившемся не покидали меня. Все это напомнило мне о пребывании младенцев в чреве матери в описании Господа Капилы. Будучи в этом беззащитном и болезненном состоянии, они получают даршан Параматмы, Господа в их сердце. Если они благочестивы, то в своих молитвах уверяют Господа, что, освободи Он их от этого мучительного положения, стоит им только выбраться из чрева матери — они посвятят всю свою жизнь поклонению Ему. Родившись на свет, однако, и почувствовав прилив сил, они обо всем забывают. Но я все же верю, что настанет тот день, когда я начну должным образом служить Тебе ради Твоего удовлетворения. Кстати сказать, все то время, пока храмовая комната была переполнена водой из-за потопа, та змея каждый день наведывалась в храм, проплывала раз вокруг Божества, после того удаляясь. Кто знает, кем она была?

Украсив тело Господа свежей гирляндой из цветов и туласи, предложив Его лотосным стопам сандаловую пасту, смешанную с благоухающими цветками и листьями туласи (что является символом полного предания себя Господу), я завершаю утреннюю пуджу. Звук голосов собравшихся снаружи преданных заставляет меня поторопится — пришло время даршана. Я дую в раковину три раза и раскрываю двери, чтобы ослепительная форма Господа предстала перед преданными. Джая Шри Прахлада Нрисимхадева! Преданные падают в поклоне, счастливые снова видеть своего Угра Нрисимху. В глубине сердца они хорошо знают, что он не такой уж угра, каким кажется.

Статья Е.М. Панкаджангхри прабху

Ответить