Его Божественная Милость
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Ачарья-основатель
Международного общества сознания Кришны
Главная

Обязанности домохозяев согласно Ведам

Шрила Бхактивинода Тхакур, цитаты из «Бхактьялока-Садху-Вритти»

ЧАСТЬ I

«Следуя по стопам предыдущих ачарьев, мы видим, что существует два вида садху –
домохозяева и отреченные. Я отдельно опишу их вритти (предписанные обязанности); хотя
домохозяева и отреченные имеют отличные обязанности, у них есть нечто общее».
«Проводя жизнь, занимаясь тем, что является естественным для него, человек может
достичь уровня преданного служения, свободного от влияния от гун материальной природы.
В противном случае человек не способен совершать постепенное продвижение».

«Если человек действует в рамках своей профессии в соответствии с положением,
определяемым на него воздействием гун материальной природы, и постепенно оставляет
эту деятельность, тогда он достигает трансцендентного положения».

«Поэтому люди могут достичь свободу от гун материальной природы, если они проводят
свою жизнь, связывая все: саттвичные объекты чувств, деятельность, время и место – с
преданным служением Господу».

«Из заключения Шримад Бхагаватам можно понять, что выполнение преданного служения
Господу Шри Хари является единственной целью жизни, и нет в нашей жизни никакой другой
цели. До тех пор, пока человек не сделает свои грубое и тонкое тела благоприятными для
преданного служения, он не сможет правильно задействовать их. Поэтому необходимо
создать благоприятные условия для правильного задействования этих двух тел».

«Сначала для поддержания грубого тела есть необходимость в доме, домашних предметах
обихода, зернах и напитках. Для процветания тонкого есть необходимость в правильном
занятии в жизни».

«Чтобы сделать оба тела полностью благоприятными для преданного служения, необходимо
их возвысить над гунами природы. Вследствие результатов кармической деятельности, какую
бы природу и какие бы желания не развивало живое существо, несомненно, все будет
протекать в рамках благости, страсти и невежества и их различных комбинаций. Сначала
необходимо обогатить свою жизнь гуной благости, тогда человек сможет уменьшить влияние
страсти и невежества, сделав благость доминирующей гуной. Когда гуна благости будет
полностью находиться под контролем преданного служения, тогда она становится
ниргуной».

«Следуя этому постепенному процессу, можно сделать тело, ум и окружающую среду
благоприятными для исполнения преданного служения».

«Если предписанные обязанности, которые человек выполняет в соответствии со своим
положением, не пробуждают в нем привязанности к посланию Личности Бога, тогда эти
обязанности являются пустой тратой времени». (Ш.Б. 1.2.8)

«Однако из этого не следует делать вывод, что Господь Чайтанья приказал нам пренебрегать
Варнашрама-дхармой. Если бы это было так, тогда бы Он не давал наставлений всем живым
существам на примере Своих игр следовать укладу жизни грихастхи и санньяси».

«До тех пор, пока у человека есть материальное тело, необходимо следовать принципам
Варнашрама-дхармы, но все это должно оставаться под контролем бхакти. Бхакти всегда
должна отводиться первостепенная роль. Варнашрама-дхарма является своего рода
фундаментом, на котором можно исполнять высший предписанный долг».

«В чем же состоит наш истинный долг? Чтобы понять это, мы должны увидеть, как вел Себя
Господь Чайтанья Махапрабху и Его последователи».

«Сначала я опишу поведение и предписанные обязанности грихастх, То есть те качества,
которые мы можем наблюдать в характере Шри Чайтаньи Махапрабху и Его преданных».

«В качестве помощи (поддержки) для своего преданного служения домохозяин должен
найти себе подходящую жену (Ч.Ч. Ади 15.26.27) Господь Чайтанья говорит: «Поскольку Я
сейчас живу дома, Мой долг действовать как грихастха; без жены нет никакого смысла в
семейной жизни»».

«Домохозяин должен принять принципы отречения глубоко в своем сердце, но внешне он не
должен одеваться как отреченный».

ЧАСТЬ II

«Шри Чайтанья Махапрабху велел ему быть терпеливым и возвращаться домой. «Не будь
сумасшедшим, постепенно ты сможешь переплыть океан материального существования. Не
нужно изображать из себя ложного отреченного и преданного. Просто живи, как живешь,
наслаждайся материальным миром подобающим образом и не привязывайся к нему. В
сердце своем, однако, ты должен быть очень преданным, но внешне ты можешь вести себя
как обыкновенный человек. Таким образом, Кришна будет доволен тобой и очень скоро
освободит тебя из лап майи»».

«В Ш.Б. 11.20.27-28 Господь Кришна описывает, как должен действовать домохозяин, пока
его естественная склонность наслаждаться объектами чувств не будет изжита, и он
полностью не разовьет в себе качества чистого преданного: «Пробуди веру в повествование
о Моей славе, почувствовав отвращение к материальной деятельности, зная, что
удовлетворение чувств ведет к страданию, но будучи неспособным отбросить чувственные
наслаждения, мой преданный остается счастливым и поклоняется Мне с великой верой и
убежденностью. Даже не смотря на то, что иногда он занимается чувственным
наслаждением, Мой преданный знает, что все чувственное наслаждение ведет к страданиям,
и потому он искренне раскаивается за такую деятельность»».

«Грихастха-вайшнав должен формировать свой характер, глядя на Господа Чайтанью, как на
образец, и так же он должен смотреть на то, как действовали спутники Господа Чайтаньи.
Домохозяин должен следовать такому образу жизни, и так зарабатывать себе на жизнь, как
это продемонстрировал Господь Чайтанья и Его спутники. Если человек желает
удовлетворить Господа Кришну своими действиями, тогда эти действия являются
благоприятными. Прилагая усилия к удовлетворению своих собственных чувств и достигая
временных результатов, человек становится материалистом».

«Для преданного нет разницы – оставаться домохозяином или становиться отреченным. Шри
Рамананда Рай, Шри Пундарика Видьяниддхи, Шри Шриваса Пандит, Шри Шивананда Сена,
Шри Сатьяраджа Кхан и Шри Адвайта Прабху – все они были грихастхами, и они показали
нам путь беспорочного, чистого существования. Различие между домохозяином и
отреченным состоит в различных путях поддержания своей жизни. Если домашняя
атмосфера благополучна для развития практики преданного служения, тогда преданный не
должен уходить из дома. Эта обязанность грихастхи – оставаться дома, но при этом быть
отреченным. Однако, когда домашняя атмосфера является неблагоприятной для его
служения, он может покинуть дом. В это время отречение, которое он развивает по
отношению к своему дому через преданное служение, является вполне подобающим.
Именно исходя из этих двух предпосылок, Шриваса Пандит не оставлял дома, а Сварупа
Дамодара принял санньясу. Все истинные преданные оставались либо дома, либо уходили в
лес, именно исходя из этих предпосылок. И тот, кто оставил дом на основе этого принципа, называется истинно отреченным».

Ответить