Его Божественная Милость
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Ачарья-основатель
Международного общества сознания Кришны
Главная

Как открыть сердце

За последний год из-за болезни я смог уделить больше времени повторению мантры и медитации на святое имя. Я внимательно рассмотрел разные стадии повторения. Несмотря на то, что необходимо обязательно стремиться к чистоте повторения святого имени Господа, постоянно помня о Кришне, для многих эта стадия — только предмет медитации, но не практический уровень продвижения. Поэтому некоторые понятия нужно разъяснить для преданных, чтобы они могли очистить сердце, зафиксировав в уме размышление об играх Господа. Конечно, наилучший способ — это должным образом произнесенное само святое имя.

Духовное очищение проявляется в зависимости от степени открытости сердца святому имени. Я считаю, очень полезно во время воспевания стараться хранить в памяти образ Господа, Его качества и игры, медитировать на зависимость исключительно от святого имени. Шрила Прабхупада часто приводил пример, показывающий, как работает такое духовное очищение: как железный стержень постепенно раскаляется в огне — то же самое происходит и с нами, если мы входим в контакт с Кришной в виде Его имени, образа, качеств и игр — тогда наш ум постепенно очищается. Поэтому очищение ума, прежде всего, связано с всецелой открытостью сердца святому имени.

Настроение, которое я стараюсь развивать во время воспевания — это чувство неспособности повторять святое имя чисто, чувство невозможности полностью погрузиться в преданное служение и чувство недостаточной любви к Кришне. Это настроение созвучно с описанным Шрилой Санатаной Госвами в «Брихат-Бхагаватамрите». Он дает следующие характеристики преданного: постоянное ощущение нехватки милости Кришны, что он не достаточно служит Кришне, и что у него не хватает любви к Кришне. Смиренный преданный поэтому ощущает все большую потребность в милости Кришны, служении Ему и, в конечном счете, самой преданности.

Однако не стоит зацикливаться на этом ощущении, не стоит постоянно думать о себе, как о неквалифицированном и падшем, иначе вся медитация будет сосредоточена на себе самом. Нужно правильно понимать,что означает положение падшего, иначе как можно почувствовать необходимость милости?

Преданный должен думать, что Господь очень добр, более милосерден, чем кто-либо может себе представить, и по Своей милости Он проявляется в Своем имени. Следует медитировать на стихи, например: нама-рупе кришна-аватара нама хайте хая сарва джагат нисатара — «Господь воплощается в эту эпоху Кали в образе Своего имени, и любой, кто общается с именем Кришны напрямую — освобождается».

Господь так милостив, что Он входит в сердце Своего преданного. Но прежде преданному необходимо понять, что эта милость ему очень нужна, и что он зависит от нее, поэтому Господь и отвечает взаимностью. Как говорил Шрила Прабхупада, джапу надо повторять в таком же состоянии, как ребенок, который зовет свою мать. Прежде чем медитировать на разные аспекты игр Господа и его качества в процессе повторения мантры, я стараюсь уйти в себя во время медитации и понять, насколько мне необходима милость. Я смотрю на все свои недостатки и понимаю, что пока не получу милости, у меня нет надежды.

Другой очень важный момент состоит в том, что действие святого имени более эффективно, когда повторяешь его с верой. Я часто использую пример того, что святое имя было дано нам через уста искреннего преданного, и оно обладает достаточной силой, чтобы явить Кришна-прему, чистую любовь к Богу. Я глубоко уверен в полномочиях Шрилы Прабхупады в распространении святого имени — кали калера дхарма кришна-нама-санкиртана кришна-шакти вина нахе тара правартана. Такая уверенность — самый важный элемент в повторении мантры. Очень сложно сфокусировать свой ум на святом имени без веры в то, что святое имя — это все, что мне нужно, и что оно может очистить мое сердце, может наградить меня своей милостью. Поэтому я должен не только внимательно повторять мантру, но также — слушать о славе святого имени из уст Шрилы Прабхупады и других опытных вайшнавов. Необходимо постоянно читать в священных писаниях и слушать из уст вайшнавов о славе святого имени, а также обсуждать эти прославления в обществе вайшнавов. Нет иных путей для того, чтобы ощутить вкус святого имени Господа.

Такой тип медитации, безусловно, всепоглощающий. Я прохожу его смиренно, с искренним чувством покаяния. В свою очередь, это раскаяние пробуждает глубокое естественное желание найти прибежище в святом имени. Сложно — просто выполнять наставления, думая о своей ущербности, и не принимать во внимание спасительное лекарство — святое имя. Я также верю в то, что святое имя не только невероятно милосердно, но оно может простить меня. Эта надежда вселяет веру. Шрила Рупа Госвами говорит, что святое имя даже более милостиво, чем Сам Кришна, поскольку это прибежище для каждого, кто ищет милости. Святое имя дает надежду и уверенность, а также стимулирует сильное желание повторять мантру снова и снова. Это состояние зависимости ускоряет погружение в глубокую медитацию на святое имя.

Другими словами, впервые взглянув на свои неадекватные поступки и осознав свою зависимость от святого имени, я понял, мое повторение мантры автоматически становится осмысленным, поскольку я могу видеть прямую связь между воспеванием и моими глубочайшими потребностями. Это подсознательное желание прибежища находится в сердце, а посему является основным, главным чувством, которое тут же открывается мне во время джапы. Хотя я молюсь предшествующим ачарьям, Шриле Прабхупаде и вайшнавам — они все открыты и дадут свою милость, если просить их — но и они, и Сам Кришна, проявляются в большей степени в святом имени. Я только сегодня написал ученице на вышеупомянутую тему — кратко, но емко — позвольте мне поделиться этим с вами. Моя ученица не читала свои круги, но теперь она воспевает по шесть кругов постоянно. Она написала мне письмо с просьбой о поддержке, и я ответил ей:

«Более трех месяцев прошло с тех пор, как Вы просили меня о поддержке. Я надеюсь, что Вы слышали, что с марта я ушел в отпуск, начал повторять минимум по 32 круга в день и сейчас продолжаю. Некоторые из моих учеников говорили мне, что услышав об этом, они тоже стали повторять больше кругов джапы. Это обоюдный процесс: моя обязанность — вдохновлять, и я предпочитаю прежде всего начать с себя. Допустим, сейчас вас воодушевит то, что я счастлив тем, что Вы повторяете 6 кругов джапы, и теперь я вам скажу, что в повторении шести или большего количества кругов главное — внимательность. Повторение мантры должно быть с чувством, со стремлением к Кришне: это может быть сожаление, раскаяние, желание более внимательного воспевания, памятование о наших любимых играх или другие чувства. Когда присутствует чувство, повторение перестает быть механическим и становится более непринужденным. Постарайтесь отследить эти моменты воспевания с чувством и записать, о чем вы думали тогда. Старайтесь повторять именно так, и постепенно чувство станет более естественным, наряду с этим придет более естественное желание увеличить количество кругов».

Один из ачарьев сказал, что если кто-то критически настроен, но при этом чувствует себя беспомощным и беззащитным, то в качестве компенсации у него разовьется позитивное умонастроение, что не позволит ему остановиться в развитии или даже пасть. Меня вдохновляет идея, что Кришна придет и поднимет Своего преданного, потому что преданный не требует, и не говорит: «Кришна — Ты должен сделать это». Наоборот, преданный беспомощно зовет: «Я всецело завишу от Твоей милости, несмотря на то, что я ее недостоин». Тогда Кришна увидит, что преданный находится в обусловленном, беспомощном состоянии, и благодаря Своей безграничной милости поднимет Своего преданного до более высокого уровня сознания. Это состояние крайней зависимости всегда следует поддерживать в себе на любом уровне сознания Кришны для того, чтобы не возникли мысли о том, что преданный продвигается по духовному пути благодаря собственным усилиям, и чтобы не исчезла благодарность.

Благодарность — очень важная вещь. Она естественным образом влияет на развитие желания служить и повторять имена Господа с чувством. Надо быть благодарным за малейшую реализацию, за малейшую взаимность со стороны святого имени. Один из лучших примеров благодарности — беседа Уддхавы с Видурой. Когда Видура понял, что Кришна думал о нем перед тем как оставить планету, благодарность переполнила его — это было очень важно для Видуры. Преданный должен чувствовать благодарность по отношению к Кришне за то, что Он является в форме святого имени и
очищает преданного. Когда пробуждается благодарность, тогда импульс воспевать имя Кришны с любовью становится естественным. Я так благодарен Кришне за то, что он достижим для меня в Своем имени, и что в любое время я могу позвать Его, и Он появится. Это несложно осознать, но в то же время это — очень глубокое и сильное осознание, поскольку Кришна, Всевышний Господь, так добр, что предлагает Себя Своим преданным в такой доступной форме.

Очень важно слушать и обсуждать эти откровения и серьезно повторять мантру. Если мы повторяем джапу только потому, что чувствуем себя обязанными, долго ли продлится такое повторение? Преданным необходимо идти глубже, чем мысль: «Я обязан повторять свои круги» — или в дальнейшем будет очень сложно продолжать эту практику. Необходимо понимать, что успех — это не просто «закончить свои 16 кругов». Поэтому я всегда советую ученикам, которые затрудняются вычитывать 16 кругов: «Лучше повторяйте меньше кругов, но внимательно, чем все 16 лишь для того, чтобы поскорее их закончить».

                                                                                                                               Шрила Ниранджана Свами

1 комментарий

Ответить