Его Божественная Милость
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Ачарья-основатель
Международного общества сознания Кришны
Главная

Глаза Шримати Радхарани

Когда однажды утром зимой 1989 года занавески алтаря распахнулись, Аиндра был поражен тем, что увидел. Глаза Шримати Радхарани были свеже нарисованы. Они были невероятные, прекраснее, чем когда-либо. «Кто их нарисовал?» — спросил он пуджари Радхи Шьямасундары — Бхактисиддханту даса.

«Один из брахмачари», — ответил Бхактисиддханта.

Аиндра понял, что что-то не так. Ни один пуджари, ни один художник, которого он когда-либо знал, не смог бы нарисовать глаза Радхарани с такой бхавой или духовным мастерством. «Не может быть», — возразил он. «Кто их нарисовал?»

Бхактисиддханта держался уверенно; он не стал называть источник преображения. Но когда Аиндра продолжал спрашивать, Бхактисиддханта, наконец, раскрыл секрет: известная южноафриканская преданная художница Арча Виграха даси, приехала в Индию для поиска тем  своих новых работ, но затем у нее обнаружили рак, и она осталась во Вриндаване, чтобы провести свои последние дни. Она заметила, что храмовые Божества нуждаются в перекраске, и сделала эту работу.

Но тут возникла преграда из-за действующего тогда стандарта, даже в храмах ИСККОН, в Индии женщины не допускались к алтарю. Но Бхактисиддханта, который создал бронзовые барельефы в самадхи-мандире Шрилы Прабхупады и сам был опытным художником, получившим классическое образование в Европе и Америке и успешным коммерческим художником в Нью-Йорке, почувствовал, что Божества заслуживают таланта Арчи Виграхи, и придумал план.

«Я организую для тебя это служение», — сказал он ей, — «но ты должна делать это в полной тайне». Особенно индийцы, а также другие пуджари и многие преданные не одобрили бы, если бы это служение совершала женщина. «Я оставлю ключ от комнаты Божеств на карнизе над дверью. Не приходи раньше 10 часов вечера. К этому времени все, кроме ребят, работающих в ночную смену на круглосуточном киртане, уже должны спать».

«Как же я войду туда, чтобы они меня не заметили?» — спросила она. «Они сидят так близко к двери».

«Я не знаю», — сказал он. «Это сложная задача».

Чуть позже десяти Арча Виграха крутилась возле двери в алтарь, ожидая удобного случая, когда рядом с ней внезапно появился Аиндра. «Вам что-то нужно, матаджи?» — спросил он.

«Нет, нет… спасибо», — ответила она и вышла через боковую дверь храма.

Через некоторое время электричество отключили (это часто случалось), и под покровом темноты Арча Виграха проскользнула обратно в храм, к алтарю, где провела ночь, расписывая лица, руки и стопы Божеств, а затем ускользнула до прихода пуджари к мангала-арати.

Это продолжалось каждую ночь в течение двух недель. В последнюю ночь Арча Виграха нарисовала глаза Шримати Радхарани.

«Где она?» настойчиво спросил Аиндра.

«Прабху, успокойся…»

«Где она?» — упорствовал он. «Если ты не скажешь мне, я узнаю это у кого-нибудь другого». И, узнав, что Арча Виграха остановилась в гостевом доме, он поспешил туда.

 Аиндра постучал в дверь Арчи Виграхи,  услышал слабое «Войдите» и вошел.

Арча Виграха лежала в постели, заметно слабая, больная.

Аиндра подошел прямо к ее стопам и с почтением коснулся их. «Как ты это сделала?» — спросил он.

«Что сделала?» — ответила она.

«Как ты так нарисовала глаза Радхарани?».

«Я не знаю», — ответила она. «Я просто нарисовала то, что меня вдохновило».

«Откуда ты знаешь, как выглядят глаза Радхарани?».

«Я не знаю, на что они похожи. Я просто нарисовала их по вдохновению».

«Ты нарисовала их именно такими, какими я представляю их каждый день в своих медитациях!»

Ответить