Его Божественная Милость
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Ачарья-основатель
Международного общества сознания Кришны
Главная

В предверии Ратха ятры

Некоторые подробности Нава-калевары 1950 года
Рассказанные в 1951 году одним из старших служителей храма, который был очевидцем этих событий.
«Зная, что в этом году будет Пурушоттама-маса в середине месяца Ашадх, царь Пури в конце марта устроил собрание посвященное проведению Нава-калевары, созвав на него старших панд, махантов главных Матхов Пури, дайитов из рода Вишвавасу и Видьяпати. Решив все организационные вопросы, царь повязал часть маха-прасадной одежды Господа Джаганнатхи на голову одному из главных служителей, который в свою очередь завязал похожие куски ткани на головы присутствующих, а главному дайите дал агья-малу Господа Баларамы (приказ в виде гирлянды).
9 апреля 1950 года группа состоящая из приблизительно 50 человек (дайитапати — 19, вишвакарма (плотники) — 4, ленка (носитель Сударшана-чакры) — 1, деула-карана (казначей) — 1, брахманы — 5, охранник — 1, а также другие служители), предложив дандават Господу Джаганнатхе, под звуки санкиртаны вышли из храма и направились в сады Джаганнатха-валлабха, где провели две ночи (хотя обычно они проводят там только одну ночь и утром идут дальше). Вместе с ними ехали две повозки, нагруженные ингредиентами для ягьи и другими необходимыми им вещами. 11 апреля они, воспевая святые имена господа Джаганнатхи и неся впереди Сударшана-чакру, устраняющую все препятствия, отправились в Какатпур к Мангала Деви.
В Какатпуре они два дня мыли и убирали храм Мангала Деви. Дайитапати Говиндадас постился и ждал откровения от нее, но Мангала Деви все не давала никаких указаний. Через два дня, так и не получив от нее наставлений, они пошли в храм Деули Матх на берегу реки Прачи. Как только они расположились в этом храме, к Говиндадасу ночью во сне пришла Мангала Деви и сказала: «Вы не найдете Маха-дару возле реки Прачи, но найдете их неподалеку от реки Кушабхадры».


Они отправились к Кушабхадре и там нашли храм Нила-Мадхавы, в котором и остались на ночь. Оттуда 15 служителей разошлись в разные стороны на поиски нужных деревьев. Только через шесть дней поисков, в 3 км к югу от реки Кушабхадра они первым нашли Шри Сударшана-дару. Присутствовали все описанные признаки: вокруг него росли деревья палаша, варуна, шала и билва. Неподалеку от него был большой муравейник с термитами, рядом с которым находилась змея. В другой стороне был колодец, а в нескольких метрах — небольшое озеро. На этом дереве отчетливо просматривалась сударшана-чакра. Само дерево было беловатого оттенка и имело три ответвления. На дереве не было ни единого гнезда либо каких-то нечистот. Преданные, нашедшие Сударшана-дару, сразу же послали за остальными спутниками, а 15 человек снова отправились на поиски других дару.

Проведя два дня в поисках, по милости Мангала Деви, они обнаружили Шри Джаганнатха-дару в деревушке под названием Кхадихар-канпур, недалеко от Джагатсингхпура в районе Катака. Дерево было темного цвета, с пятью ответвлениями и на нем отчетливо были видны знаки раковины и чакры. Опять же, рядом с деревом был большой муравейник и змея. На голове у змеи был знак, похожий на отпечаток стоп Господа Кришны. Преданные поместили на дерево агья-малу (гирлянду) принесенную из Пури и ушли в то место, где был обнаружен Сударшана-дару. На следующий день 10-12 человек снова вышли на поиски следующего маха-дару и через три дня обнаружили Шри Баладева-дару недалеко от Кушабхадры в деревне Ванамалипур Нуапатна. Дерево было светлого цвета и имело семь ответвлений. На дереве были четко видны отметины в виде плуга и палицы. Под деревом жила змея, а неподалеку был муравейник. На него надели агья-малу и преданные ушли в свое временное место обитания возле Сударшана-дару. Оттуда они снова вышли на поиски Шри Субхадра-дару и через два дня обнаружили его в деревне Дургешвар-бахарана на берегу реки Прачи. Дерево было красноватого цвета и имело пять ответвлений. На нем также были знаки раковины и чакры, а рядом был муравейник и змея.
На протяжении трех дней возле каждого дерева проводились ягьи, после чего постящийся все это время видьяпати взял золотой топорик и под звуки нама-санкиртаны сделал им первый удар по дереву. После него дайитапати также сделал удар серебряным топориком, а после него вишвакармы (плотники) железными топорами срубили деревья. Преданные погрузили их на специально сделанные четыре повозки, накрыли шелковой тканью и, крепко завязав, начали обратное путешествие в Пури. По пути к шествию присоединялось от двух до 3 тысяч человек, которые в блаженстве прославляли Господа и выражали Ему почтение.

   

 

На обратную дорогу понадобилось около восьми дней. Первым едет Сударшана-дару, потом Баларама-дару, потом Субхадра-дару, и последним едет Джаганнатха-дару. Когда шествие приблизилось к Нрисимхадева-мандиру возле храма Гундича, новость об этом послали царю. Царь прибыл туда вместе со слонами, чамарами, опахалами, и множеством людей, и под сопровождение различных музыкальных инструментов, присматривал за тем, как маха-дару расположили в специальном месте внутри комплекса недалеко от северных ворот.
На следующий день после публичного омовения Господа (снана-пурнимы, то есть 1 июня 1950) царь Пури собрал 108 брахманов и они начали проводить ягью. В это же время царь дал вишвакармам (плотникам) маха-прасад от Господа Джаганнатхи в виде части Его одежды и попросил их начать проявлять новые формы Господа. Вишвакармы выполняют просьбу царя, проявляя мурти Господа в соответствии с правилами описанными в Сута-самхите. Для этого неподалеку от кайвалья-вайкунтхи сооружается вишвакарма-мандап, на котором они занимаются этим трансцендентным действием под звуки музыкальных инструментов и непрекращающейся ягьи.
В день кришна-чатурдаши месяца Ашадх (14 июня 1950, то есть две недели спустя) вишвакармы закончили свою работу и вечером этого дня была проведена таинственная церемония «гхата-паривартана», во время которой брахма-мани из предыдущих мурти переносится в новые. В этот день с 8 вечера и до полудня следующего дня все четверо ворот храма остаются закрытыми. Четыре новые мурти перенесли с вишвакарма-мандапа в храм и установили перед Божествами на алтаре. Четверо Махапатр из рода дайитапати, с завязанными глазами и перемотанными тканью руками бережно достали брахма-мани из предыдущих мурти и вставили их в брахма-стхали (специальное место в шри мурти размером в 7 см). Если кто-то увидит эту таинственную церемонию своим эмпирическим видением, то этим он призовет к себе несчастье и даже смерть. Говорят, что как-то один землевладелец из Бардхамана, сгоравший от мирского любопытства, дал приличную сумму одному главному панде, надеясь увидеть как проводится церемония Нава-калевары своими материальными глазами. В последствии он там же на месте упал замертво.
После того, как брахма-мани был помещен в новые формы, Им провели пуджу с шестнадцатью упачарами. Дайиты поместили предыдущие мурти на повозку и отвезли к кайвалья-вайкунтхе возле северных ворот. Служители Господа из рода Вишвавасу, подражая людским обычаям, совершили антйешти-крию (погребальные ритуалы) и в течении десяти дней ели только хавишью (рис и дал сваренные без соли, специй и масла), после чего на одиннадцатый день (24 июня 1950) они пошли на Маркандейа-саровару и там побрили голову, омылись, одели новые одежды, которые им подарил царь и посетили храм.
После этого, на двенадцатый день царь раздал маха-прасад особым брахманам и севаитам в храме. В этот день в 1950 (25 июня) году в храме 6-7 тысяч человек почитали маха-прасад.
На одиннадцатый день (24 июня 1950) новых Божеств начали разрисовывать. После этого, когда все было закончено, в день новолуния (15 июля 1950), за два дня до Ратха-ятры, Шри Джаганнатх предстал перед взором всех людей в церемонии, известной как нава-йаувана («вечная юность») или нетротсава («праздник для глаз»).
Говорят, что все дайитапати, которые перемещают брахма-мани, после этого оставляют тело. Но все дайитапати, которые делали это в 1950 году, не были согласны с этим. Все махапатры, которые перемещали брахма-мани в 1950, были все еще живы в 1951 году».

Ответить