Его Божественная Милость
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Ачарья-основатель
Международного общества сознания Кришны
Главная

Уход Шрилы Харидаса Тхакура

Слава Харидасу Тхакуру и его господину и учителю — Шри Чайтанье Махапрабху! Послушайте удивительную историю о том, как Шри Чайтанья Махапрабху танцевал, держа на руках тело Харидаса.

Бенгальские вайшнавы покинули Нилачалу, однако с Господом остались Его неизменные близкие спутники — Парамананда Пури, Сварупа Дамодара, Сарвабхаума Бхаттачарья и многие другие. Днем Он пел и танцевал в храме Джаганнатхи в общем киртане, а ночью наслаждался нектаром трансцендентных игр Господа Кришны, слушая Рамананду Рая или Сварупу Дамодару. Он был очень счастлив.

В разлуке с Кришной Он переживал удивительные экстатические чувства, и с каждым днем эти чувства становились все сильнее и сильнее. Что бы Он ни испытывал днем, — ночью это состояние усиливалось, и Он проявлял все признаки трансцендентного экстаза, как они описаны в шастрах. Это было состояние транса, самадхи, говорившее о том, что не далеко время, когда Шри Чайтанья Махапрабху завершит на Земле Свои проявленные игры.

По просьбе Господа Его слуга Говинда продолжал каждый день носить Харидасу Тхакуру прасад Джаганнатхи. Однажды, подойдя к его соломенной хижине, он увидел, что Харидас лежит на спине и с трудом, медленно повторяет Харе Кришна мантру.

— Пожалуйста, встань и прими маха-прасад! — попросил Говинда.

— Сегодня я должен поститься, — отвечал Харидас. — Я еще не закончил повторять свои круги. Как же я буду есть? Но ты принес маха-прасад, разве я могу его не принять?

 

Он вознес молитвы маха-прасаду, а потом взял кусочек и съел. Маха-прасад ничем не отличается от Кришны, и поэтому его не просто едят, а почитают. Маха-прасад — это проявление благосклонности Кришны к своему преданному. Бхактивинода Тхакур объясняет это в своей молитве прасаду.

Кришна очень добр. Он милостиво принимает множество подношений пищи, одуховтворяя ее своим прикосновением. Потом Он возвращает ее преданному, давая возможность не только удовлетворить вкус и потребность в еде, но также духовно возвыситься. Поэтому прасад почитается как милость Кришны.

На следующий день Шри Чайтанья Махапрабху Сам навестил Харидаса Тхакура.

— Все ли у тебя благополучно? — спросил Он.

Харидас Тхакур почтительно поклонился Господу и ответил:

— С моим телом все в порядке, но вот ум и разум не совсем здоровы.

— Чем же ты заболел?

— Я никак не могу завершить мои круги, это очень плохо и означает, что в моей духовной жизни не все в порядке.

— Ты уже стар, — утешил его Шри Чайтанья, — и можешь не повторять каждый день положенное число кругов. Ты достиг освобождения, и тебе нет нужды так строго следовать всем правилам и предписаниям. Ты воплотился на Земле ради освобождения человечества и посвятил жизнь проповеди славы святого имени. Теперь достаточно, пожалуйста, откажись от обета каждый день повторять святое имя на четках 300 тысяч раз.

Пока человек не возвысится до спонтанной любви к Богу, он должен строго следовать всем правилам и предписаниям преданного служения. Харидас Тхакур своим примером показывал, насколько это важно. Он достиг вершин духовной жизни и тем не менее продолжал повторять свои круги, как делали это шесть Госвами Вриндавана, особенно Рагхунатха дас Госвами. Он не только до конца оставался верен обету повторения своих кругов, но так же очень много кланялся в течение дня, выражая почтение Господу.

— О Господь, исполни мою просьбу, — с мольбой в голосе обратился Харидас к Господу Чайтанье. — Я родился в низкой семье, мое тело отвратительно. Всю жизнь я занимался самой грязной работой. Поэтому я очень низкий, скверный человек. До меня не то, чтобы дотронуться, — смотреть нельзя, не осквернившись. Но Ты принял меня Свом слугой. Это означает, что Ты освободил меня от мук ада и вознес на Вайкунтху.

Дорогой Господь, Ты — во всем независимая Верховная личность Бога и действуешь, как пожелаешь. Весь мир танцует согласно Твоей сладкой воле. По Своей беспричинной милости Ты и меня заставил танцевать, и я принимал от Адвайты Ачарьи подношения шраддха-патра, когда такие подношения делают самому возвышенному из брахманов.

Рожденный в семье мясоедов, я ел шраддха-патру. Я давно храню в сердце одно желание. Я думаю, мой Господь, что скоро Ты завершишь в материальном мире Свои игры. Пожалуйста, не раскрывай передо мной этой страницы Твоих игр. Позволь мне оставить это тело, глядя в Твое луноликое лицо! Я жажду поймать Твои лотосные стопы в свое сердце и видеть Твое луноликое лицо. Языком я буду повторять Твое святое имя: «Шри Кришна Чайтанья!» Это моя мечта. Молю, позволь мне так оставить тело! О самый милостивый Господь, если по Твоей милости это возможно, пожалуйста, исполни мое желание. Пусть это низкорожденное тело упадет перед Тобой! Позволь исполниться самому совершенному из всех желаний!

— Дорогой Харидас, — отвечал Шри Чайтанья Махапрабху, —Кришна так милостив, что исполнит все твои желания. Но что Я буду делать? Свое счастье Я черпал в общении с тобой. Нехорошо с твоей стороны оставлять Меня!

Схватив лотосные стопы Шри Чайтаньи Махапрабху, Харидас Тхакур воскликнул:

— О мой Господь, не шути со мной! Я очень падший, но Ты должен явить мне эту милость! Что случится, если я покину Землю? О мой Господь, у Тебя миллионы преданных. Они так чисты, что моя голова может служить им только сиденьем. Все они с любовью служат Тебе в Твоих играх. Зачем же жалеть обо мне? Что за потеря для мира, если умирает муравей. О Господь, Ты так любишь Своих преданных! Я — лишь жалкое подобие преданного, но все же я жажду, чтобы Ты исполнил мое желание. В нем — все мои надежды!

Шри Чайтанья ничего не ответил. Настало время Ему исполнить свои полуденные обязанности. Покидая Харидаса Тхакура, Он пообещал, что завтра снова навестит его сразу после утреннего даршана Господа Джаганнатхи. На прощание Он тепло обнял Харидаса и отправился к морю совершить омовение.

На следующее утро Господь посетил храм Джаганнатхи, а затем поспешил к хижине Харидаса Тхакура вместе со всеми преданными. Скоро они предстали взору Харидаса Тхакура, который сразу выразил почтение лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху и всех вайшнавов.

— Что нового, дорогой Харидас? — склонился над ним Господь Чайтанья.

— Я по-прежнему жду Твоей милости.

Услышав это, Шри Чайтанья Махапрабху тут же начал во дворе мощный киртан, Вакрешвара Пандит танцевал. Все преданные во главе со Сварупой Дамодарой Госвами окружили Харидаса и начали петь святые имена Кришны. В присутствии Шри Рамананды Рая, Сарвабхаумы Бхаттачарьи и других величайших преданных Шри Чайтанья Махапрабху прославлял святость Харидаса Тхакура.

Он делал это так вдохновенно, что казалось, будто у Него пять уст. И чем больше Он описывал трансцендентные качества Харидаса Тхакура, всеобщее блаженство становилось все сильнее и сильнее. Вайшнавы с восторгом внимали славе Харидаса Тхакура и выражали почтение его лотосным стопам.

Харидас попросил Шри Чайтанью Махапрабху сесть перед ним, чтобы глаза его, словно два шмеля, пили мед лотосного лица Господа. В своем сердце он надежно хранил лотосные стопы Шри Чайтаньи. Потом он возложил себе на голову пыль со стоп всех собравшихся вайшнавов. Вновь и вновь он повторял святое имя Шри Кришны Чайтаньи. Харидаса пил глазами сладостную красоту лица Господа, и слезы текли у него по щекам. Со святым именем Шри Кришны Чайтаньи на устах Харидас Тхакур покинул тело. Он сделал это по собственной воле, словно великий мистический йог.

Удивительная смерть Харидаса напомнила всем уход деда Бхишмы, так ярко описанный на страницах «Шримад-Бхагаватам». С неиссякающим воодушевлением и полной самоотдачей преданные продолжали петь святые имена Кришны и Хари. Все вокруг содрогалось от громкого пения, Шри Чайтанья Махапрабху пребывал во власти экстатической любви.

Он поднял на руки тело Харидаса Тхакура и стал танцевать. Через мгновенье Он танцевал уже во дворе в величайшем экстазе любви. Бессильные перед лавиной экстатической любви Шри Чайтаньи Махапрабху, преданные тоже танцевали и пели, не ощущая реальности окружающего мира.

Это продолжалось до тех пор, пока Сварупа Дамодара не напомнил Господу о ритуалах, которые необходимо было совершить над телом Харидаса.

Тело Харидаса полжили на носилки, напоминавшие воздушный коробль, и понесли к морю. Процессию сопровождал огромный киртан. Впереди танцевал Шри Чайтанья Махапрабху, а вслед за ним пел и танцевал Вакрешвара Пандит и другие преданные.

Достигнув берега, процессия остановилась. Господь Чайтанья Сам омыл тело Харидаса в море и объявил:

— Теперь это море станет величайшим местом паломничества!

Все пили воду, которая коснулась лотосных стоп Харидаса Тхакура, а потом натирали тело Харидаса сандаловой пастой Господа Джаганнатхи. В песке быстро вырыли яму и опутили в нее тело Харидаса. Сверху положили шелковые веревки от колесниц Господа Джаганнатхи, сандаловую пасту, прасад и одежду Джаганнатхи.

Окружив яму, преданные продолжали воспевание святых имен, Вакрешвара Пандит танцевал в безграничном ликовании. Шри Чайтанья Махапрабху подошел к яме и принялся Своими божественными руками засыпать тело Харидаса песком, повторяя:

— Хари бол! Хари бол!

Вайшнавы быстро засыпали яму и на этом месте положили плиту, вокруг которой возвели ограду. Господь Чайтанья танцевал и пел вокруг плиты, и преданные пели вместе с Ним. С каждой минутой святое имя звучало все громче, пока не заполнило собою всю Вселенную.

После санкиртаны Шри Чайтанья вместе с остальными преданными омылся в море, плавая и играя в воде. Он чувствовал Себя очень счастливым. Обойдя вокруг усыпальницы Харидаса Тхакура, Он покинул берег моря и направился к воротам Симха-Двара храма Господа Джаганнатхи.

Весь город пел святые имена Господа, земля дрожала от огромнейшего киртана. Подойдя к воротам Симха-Двара, Шри Чайтанья Махапрабху развернул Свои одежды и стал просить милостыню, собирая прасад у местных лавочников.

— Я прошу прасад на праздник в честь ухада Харидаса Тхакура, — говорил Господь. — Пожалуйста, дайте Мне милостыню.

Лишь услышав эти слова, владельцы лавок тут же выходили к Нему с огромными свертками прасада, счастливые тем, что могут отдать его Господу Чайтанье. Однако Сварупа Дамодара остановил их, и попросил Шри Чайтанью Махапрабху вернуться к Себе. Вместе с Ним он отправил четверо вайшнавов и еще четыре носильщика с прасадом.

Обращаясь к лавочникам, Сварупа Дамодара сказал:

— Дайте мне лишь по четыре горсти каждого блюда.

Таким образом он собрал огромное количество самого разнообразного прасада и, разложив его по корзинам, отправил с четырьмя слугами, которые водрузили эти корзины себе на головы. Но не только Сварупа Дамодара позаботился о прасаде. Ванинатха Паттанаяка и Каши Мишра прислали корзины не меньше.

Шри Чайтанья Махапрабху рассадил преданных рядами и Сам принялся раздавать прасад, четверо человек Ему помогали. Он не привык есть мало во время праздников и потому раскладывал так щедро, что одной такой порции хватило бы на пятерых. Но тут к Нему обратился Сварупа Дамодара:

— Пожалуйста, садись и понаблюдай, как помощью Джагадананды, Кашишвары и Шанкары я раздам прасад. Ведь мы всегда это делаем.

Пока Шри Чайтанья Махапрабху ни сел, никто из преданных не прикасался к прасаду. В этот день Каши Мишра выразил желание угостить Господа. Он сам положил Ему прасад и с великой заботой стал ухаживать. Господь вкушал прасад в обществе Парамананды Пури и Брахмананды Бхарати. Как только Он приступил к еде, за Ним последовали все преданные. Очень скоро все были сыты по горло, потому что Шри Чайтанья то и дело кричал раздатчикам:

— Дайте им еще!

Как только преданные вымыли руки и ополоснули рты после прасада, Господь Чайтанья каждого умастил сандаловой пастой, а на шею одел цветочную гирлянду. В экстазе любви Он произнес слова благословений, которые преданные восприняли с величайшим восторгом:

— Всякий, кто видел праздник ухода Шри Харидаса Тхакура, кто пел здесь и танцевал, кто предложил песок телу Харидаса и почтил прасад на этом празднике, — очень скоро обретет любовь к Кришне. Таким удивительным могуществом обладает встреча с Харидасом Тхакуром.

Из милости ко Мне Кришна даровал общение с Харидасом. Независимый в Своих желаниях, Господь и лишил Меня этого общения. Когда Харидас захотел покинуть этот мир, не в Моей власти было его остановить. Он расстался с жизнью по своей воле и ушел, подобно великому Бхишме. Как мы слышали из писаний, дед Бхишма сам выбирал момент для смерти и умер по собственной воле. Харидас Тхакур был драгоценной короной на голове этого мира. Без него мир лишился своего лучшего украшения.

— Слава Харидасу Тхакуру! — воззвал Он к преданным. — Пойте святое имя Хари!

С этими словами Он начал танцевать, а преданные пели:

— Слава Харидасу Тхакуру, всему миру открывшему важность повторения святых имен Бога!

После киртана Шри Чайтанья Махапрабху простился с преданными и прилег немного отдохнуть, чувствуя одновременно радость и печаль.

Так славно завершил Харидас Тхакур на Земле свои игры, вернувшись в духовную обитель Господа. По сей день в Джаганнатха Пури на день Ананта-чатурдаши проводится праздник в память об уходе Харидаса Тхакура. Вокруг его самадхи воздвигнут храм, где более ста лет назад были установлены божества Нитьянанды, Шри Кришны Чайтаньи и Адвайты Прабху.

Уход Харидаса Тхакура показал миру, как любит Шри Чайтанья Махапрабху Своих преданных. Даже будучи идеальным санньяси, Он сполна удовлетворил желание Харидаса Тхакура: даровал личное общение и позволил прикоснуться к Себе. Потом Он поднял тело Харидаса на руки и стал танцевать с ним. По Своей беспричинной милости Господь засыпал это тело песком и собирал милостыню для праздника в его честь. Безгранична удача Харидаса Тхакура, потому что он ушел в присутствии Шри Чайтаньи Махапрабху!

Харидас Тхакур был не только величайшим преданным Господа, но и великим ученым. Он в совершенстве владел духовной наукой и потому вырвался из когтей материальной жизни. Всякий, кто сознает временность этого материального мира и знает, как достичь вечного положения в духовном мире, кто знает, что Верховная Личность Бога не вмещается в рамки эмпирического знания, — является истинным ученым.

Харидас Тхакур познал эту науку в совершенстве и проповедовал важность повторения Харе Кришна маха-мантры в духе явленных писаний. «Шримад-Бхагаватам» (7.5.24) говорит, что из девяти процессов преданного служения самыми важными являются шраванам киртанам — слушание и повторение. Харидас Тхакур познал суть всей ведической литературы, и потому слава его бессмертна.

 

 

 

Ответить